Здравствуйте! Вашем случае возможно заключение только договора субаренды в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон необходимо будет расторгнуть имеющейся договор аренды и заключить между собственником и новым арендатором договор аренды напрямую. Также ещё возможно попробовать подготовить соглашение об уступки прав и обязанностей по договору аренды на так называемого субарендатора, по которому арендатор уступает права аренды по договору в адрес третьего лица и третье лицо становится в договоре стороной арендатора в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Здравствуйте!
Не совсем понятно, зачем нужен такой договор? Полагаю, что лучше всё оформить на арендодателя (лицензию, страховку и т.д.). Согласен с коллегой, здесь ничего, кроме субаренды, не может быть. Любое другое соглашение будет, по моему мнению, являться притворной сделкой, прикрывающей отношения по субаренде.
Здравствуйте!
Вопрос тут не в аренде. Минтранс говорит, что в случае заключения договора субаренды идет нарушение ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Основным отличием этих договоров является то, что если по договору аренды транспортного средства с экипажем указанное транспортное средство полностью передается во владение и пользование арендатора, который вправе использовать его по своему усмотрению в пределах, установленных договором (в том числе сдавать в субаренду и заключать с использованием транспортного средства договоры перевозки), и отдавать экипажу, услуги которого предоставляются арендодателем, обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 632 и п. 2 ст. 635 ГК РФ), то по договору фрахтования фрахтователю предоставляется лишь вместимость транспортного средства (вся или определенная часть) для осуществления именно перевозки пассажиров, груза или багажа по заранее определенному маршруту (ст. 787 ГК РФ, п.п. 21 и 22 ст. 2, ч. 1 и ч. 2 ст. 27, ст. 28 УАТ).
В связи с изложенным, исходя из приведенных выше норм, ИП, который сдает автобус с экипажем в субаренду, на наш взгляд, не должен иметь лицензию на осуществление перевозок автобусами, а сам такой договор субаренды не может расцениваться как договор на перевозку.
В то же время следует учитывать, что по смыслу ст. 431 ГК РФ суд, независимо от наименования договора, устанавливает его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон (п. 1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017).
Следовательно, нельзя совершенно исключить того, что договор субаренды транспортного средства с экипажем, указанный в вопросе, с учетом его содержания и фактического поведения сторон при его исполнении может быть расценен и как договор фрахтования. При этом необходимо помнить, что для фрахтователя, которому в пользование передается вместимость транспортного средства, категоризируемого как автобус, законодательство прямо не устанавливает обязанности по истребованию от фрахтовщика лицензии на осуществление деятельности по перевозкам.
Что же касается ситуации, при которой договор, указанный в вопросе, будет квалифицирован именно как договор субаренды транспортного средства с экипажем, то мы полагаем, что в этом случае использование такого транспортного средства субарендатором для перевозки своих сотрудников может быть расценено как нарушение законодательства о лицензировании.
Дело в том, что в данном случае по смыслу ст. 632 и ст. 635 ГК РФ в рамках договора субаренды будут оказываться лишь услуги по управлению транспортным средством силами работников арендодателя по основному договору аренды, а не услуги по перевозке. Соответственно, лицом, владеющим и пользующимся арендованным транспортным средством как объектом имущества, в том числе использующим его для перевозки физических лиц, будет являться непосредственно субарендатор.
При этом из содержания п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" вытекает, что юридические лица, осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, автобусами без заключения договора перевозки или договора фрахтования выполняют перевозки автобусами для собственных нужд.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом п. 4 Положения перевозить собственных сотрудников не путем заключения договора фрахтования с фрахтовщиком, но с использованием принадлежащего ей на любом законном основании автобуса организация может лишь при наличии соответствующей лицензии.
Отметим также, что согласно п. 3, пп. "в" п. 5 и пп. "а" п. 7 Положения автобусы, используемые организацией для перевозки граждан для собственных нужд, не могут быть арендованы по договору аренды транспортного средства с экипажем, но могут принадлежать на ином законом основании (праве собственности, аренды (без экипажа), праве безвозмездного пользования и т.п.). Полагаем, что это связано с требованием, содержащимся в пп. "и" п. 7 Положения, согласно которому к управлению автобусами лицензиата могут допускаться лишь водители, состоящие в трудовых отношениях с лицензиатом, тогда как члены экипажа транспортного средства, арендуемого по соответствующему договору, являются работниками арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
Следовательно, на наш взгляд, организацией в рассматриваемой ситуации нарушаются сразу два положения законодательства о лицензировании: осуществление перевозок иных лиц для собственных нужд без лицензии и осуществление перевозок этих лиц автобусом, принадлежащим ей по договору аренды транспортного средства с экипажем.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики и официальных разъяснений регулирующих и контролирующих органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось, поэтому рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган), уполномоченную на лицензирование в данной сфере и дачу разъяснений физическим и юридическим лицам по данным вопросам (п. 2 Положения, п.п. 5.2, 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398).
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти