в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они имеют право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Хочу отметить, что поправки, внесенные в закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (159 ФЗ), и в Жилищный кодекс РФ, вступили в силу с 01.01.2013г. Теперь жилье детям-сиротам будут предоставляться не из социального фонда и не по договорам социального найма, а из специального фонда и по специальным договорам. Договор будет заключаться на пять лет. Молодые люди пять лет не смогут это жилье обменивать или продавать.
Граждане, претендующие на получение жилья, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением по установленной положением форме, одновременно представляя пакет документов
Здравствуйте! Нужно получить письменный отказ, который затем обжаловать в судебном порядке, подав административное исковое заявление о признании незаконным данного отказа. В иске нужно ссылаться на то, что ребенок не использовал свое право, которое предоставлено ему законом, на получение жилья от государства. Кроме того, вины в том, что в сроки установленные законом, не было осуществлено постановка на учёт не имеется, так как в несовершеннолетним возрасте это должны были делать за ребенка государственные (муниципальные) органы, опекуны и человек не может нести ответственность за их бездействие
Здравствуйте.
Вообще Закон 159-фз четко устанавливает срок получения льготы до 23 лет. И после наступления указанного возраста такие граждане утрачивают право на получение льготы. Такой же позиции придерживается и Конституционный суд (Определение от 19.10.2010 №1282-О-О, Определение от 16.12.2010 №1590-О-О).
При этом, исключением из данного правила являются случаи, когда лицо встало на учет в качестве нуждающегося до достижения возраста 23 лет. Позиция Верховного суда РФ в этом случае такова, что в этом случае достижение 23-летнего возраста не может служить основанием для лишения такого права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает гос.органы от обязанности такое жилье предоставить.
Также имеет смысл пробовать решать вопрос в судебном порядке, если сможете доказать незаконность действий со стороны органов опеки, администрации и т.п. в части непринятия ими мер по информированию о Ваших правах, оказанию содействия, доказать, что Вами предпринимались какие либо действия по постановке на учет в качестве нуждающихся до достижения возраста 23 лет.
Здравствуйте!
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).
23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.
Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.
Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).
В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.
В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.
Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.
С Уважением!
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти