05 мар 2018, Владимир, Омск

Виды налогооблажения

Я предприниматель в сфере грузоперевозок. По мере уменьшения парка грузовых машин с 4 шт. до 1 шт. без уменьшения доходной части так как, стали привлекать чужие авто по договорам между предпринимателями в налоговой инспекции задали вопрос о правомерности использования вмененой системы налогооблажения и перейти на экспедирование грузов законны ли их требования
Поделиться ссылкой на вопрос:
Свернуть
Ответы юристов: 1
Трубинов Денис Васильевич
Отзывов: 68 Ответов на сайте: 14187

Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Нормативное регулирование отношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, осуществляется Гражданским кодексом (гл. 41 ГК РФ), Федеральным законом (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее - Закон № 87-ФЗ)) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее - Правила)). Правовое регулирование определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

 

Правовое регулирование экспедиторской деятельности

Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется в соответствии с главой 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ).


Упоминание слов «за счет другой стороны» сразу же наталкивает на мысль, что договор транспортной экспедиции представляет собой разновидность посреднического договора.


Подтверждением этому служит и предусмотренная абзацем 2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от собственного имени договор (договоры) на перевозку груза.


Кроме того, пунктом 2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Такой подход присущ именно посредническим договорам.


Но в то же время экспедитор может не только организовывать оказание услуг, связанных с перевозкой груза, но и оказывать эти услуги. Причем здесь уже не имеет принципиального значения тот факт, оказывает он эти услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). А оказание услуг уже не подпадает под посредническую деятельность.



Следовательно, экспедитор в рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции может выступать и в качестве посредника, и в качестве исполнителя услуг. Именно от этого и будет зависеть порядок определения суммы налогооблагаемого дохода экспедитора от оказания услуг по договору транспортной экспедиции.


Когда экспедитор - посредник

При исчислении упрощенного налога посредники должны учитывать свои доходы в порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ. Это касается всех - и тех, кто применяет объект налогообложения «доходы», и тех, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы».

Таким образом, налогоплательщики учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Вместе с тем поступления, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в облагаемую базу не входят (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).


Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ к числу таких поступлений отнесены доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего посреднику в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (кроме вознаграждения).


Следовательно, если из условий договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор действует в качестве посредника, то в своих доходах он признает только сумму вознаграждения (естественно, что она должна быть выделена в договоре отдельно).


Все те средства, которые экспедитор получает от клиента в счет возмещения своих затрат по договору, не включаются ни в его доходы, ни в его расходы.


Такая схема особенно выгодна экспедиторам с объектом налогообложения «доходы».


Когда экспедитор сам оказывает услуги

Совершенно иной подход будет, если экспедитор по договору транспортной экспедиции обязуется выполнить все услуги сам. В данной ситуации заключенный договор можно рассматривать по аналогии с договором возмездного оказания услуг. Как мы уже говорили, выполняются эти услуги непосредственно экспедитором или для этого привлекаются третьи лица, принципиального значения не имеет. Привлечение иных лиц в таком случае нельзя трактовать как действия посредника (ст. 780 ГК РФ).


Например, такая ситуация возможна, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить получение груза на своем складе, а потом отправить его дальше. При этом договоры перевозки клиент заключает самостоятельно, а перевозчики действуют по доверенности клиента.


Здесь доходом экспедитора будет являться вся его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления услуг по договору транспортной экспедиции, могут признаваться при налогообложении с учетом положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Понятно, что сделать это смогут только те экспедиторы, объект налогообложения которых «доходы минус расходы».


Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Жалоба на сообщение

Укажите причину по которой вы считаете данное
сообщение неуместным