11 янв 2019, Галина, Иркутск

Вопрос по товару, который возвращают в магазин.

Здравствуйте. Вопрос по товару, который возвращают в магазин.
Поделиться ссылкой на вопрос:
Свернуть
Ответы юристов: 4

Здравствуйте.

В Вашем случае есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить внимание.

1. В ст.25 Закона о защите прав потребителей указано, что в случае, если товар не подошел потребителю по цвету, размеру и т.п., то он вправе его обменять.

Обратите внимание - речь идет, в первую очередь, о замене товара. И только в случае отсутствия у продавца товара на замену, производится возврат денег.

Вы можете предлагать таким покупателям товар на обмен.

2. Такой товар должен сохранить товарный вид, все ярлыки, пломбы и пр., не быть в употреблении. В этом случае не будет нарушением Закона Ваши действия по проверке товара - был ли он в употреблении (это может быть экспертиза или проверка качества) - специалисты (эксперты) могут определить, использовался товар или нет.

То есть, принять товар Вы обязаны, но у Вас есть три дня на рассмотрение требований потребителя, и Вы можете его об этом предупреждать.

3. Обратите внимание на Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).

Например, в нем имеется пункт 4, согласно которому, не подлежат обмену и возврату товары, отпускаемые на метраж.

Также, не подлежат обмену и возврату в таких случаях товары, имеющие индивидуально-определенные свойства, если товар может быть использован только конкретным потребителем (например, был изготовлен по индивидуальным размерам).

И такой момент. Ваши покупатели не могут ссылаться на Закон о защите прав потребителей, если приобретают данный товар для коммерческого использования (не для личных нужд) - из Вашего комментария следует, что это именно коммерческое использование. Возможно, Вы и продаете такой товар только для таких целей.


Г
Спасибо за развернутый и профессиональный ответ!
1. Замену всегда предлагаем. конечно в голос утверждают, что то, что нужно нет в наличии. И просят вернуть деньги
2. штрих-коды на месте, их не видно, поэтому с ними использовать на 1 день можно
3. нет такого товара к сожалению
По товарам коммерческого назначения- нет доказательств. мы продаем и частным лицам и юридическим. дизайнеры могут быть и частники ( чаще всего). и скажут при разбирательствах, что для своих целей брали, а не для коммерческого использования
11 янв 2019
Злотникова Любовь Геннадьевна
Отзывов: 12 Ответов на сайте: 2832

Галина, вообще, в идеале, в каждом конкретном случае лучше рассматривать вопрос индивидуально.

В общих чертах, к сожалению, это максимально возможные обстоятельства (я давно работаю в сфере защиты прав потребителей, и часто приходится сталкиваться с потребительским экстремизмом).

1. По поводу наличия/отсутствия товара всегда можно поспорить. Предлагайте письменное заявление составлять. Ведь смысл не в том, чтобы обойти закон, а в том, чтобы потребители понимали, что у них должны быть веские основания.

Например, если товар не подошел по цвету, возможно уточнить у потребителя, какой цвет ему необходим, пусть укажет письменно - потом ему труднее будет отказаться, если такой цвет был в наличии. Также можно представить товар на замену не в день обращения, а к определенному сроку - закон позволяет.

2. В данном случае возможно даже отказать в обмене/возврате, если товар был распакован и, например, сложен не по линиям сгиба - значит, был в употреблении.

Вы можете также в назначении товара указывать, что он предназначен, например, для фотосъмки или для фотостудии и уточнять при продаже, для какой цели будет использован товар (например, объясняя это тем, что продавец так сможет лучше помочь в подборе товара). Возможно, у Вас имеется видеонаблюдение или при оформлении можно делать соответствующие пометки.

Имеет смысл хотя бы в одном более подходящем случае отказать покупателю (с учетом всего изложенного) и даже посудиться с ним, если он обратится с иском. Только нужно будет подготовиться и оформить правильно все документы об отказе.

Когда покупатели будут знать, что вернуть товар не так просто, желающих злоупотребить правом убавится.


11 янв 2019
Г
Приведу конкретный случай, а именно сегодня произошедший, после которого мне пришлось обратиться сюда. Пришел покупатель, зарегистрированный как частное лицо -ФИО. Это частный дизайнер. Выбирает вазы для интерьера клиента. Как они выглядят - стекло, без упаковки, без особых ярлыков, без опломбирований))). Есть просто штрих-код на дне вазы, который не видно внешне, как на любой посуде. Мы их после продажи заворачиваем в пузырчатую пленку и ставим в пакет или коробку (техническую), что не является заводской упаковкой. Вот. Дизайнер ведет в зале такой диалог : "Сейчас я набираю вазы (5-7), оплачиваю, везу клиенту, все ставлю в помещение. Если что не понравится - привезу назад". когда мы говорим, что мы не будем возврат принимать, принимайте решение здесь, привезите клиента к нам в конце концов.... он отвечает - не имеете право не принять товар. А дальше как получится- может вернуть 1вазу, а может все. в течении 2 недель И по факту использования большой вопрос- может и примерка была, может фотосессия. Потом доказать, что это была коммерческая покупка - не возможно. Скажет -я частное лицо, брал себе. Видеонаблюдение есть, в магазине 20 камер. Но это не поможет.
11 янв 2019
Злотникова Любовь Геннадьевна
Отзывов: 12 Ответов на сайте: 2832

Галина, напишите мне в приватные сообщения, обсудим этот конкретный случай.

11 янв 2019
Правовая компания "Союз"
Отзывов: 4 Ответов на сайте: 29

Добрый день, Галина!

В соответствие с абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

п. 2 названной статьи устанавливает, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.


Иными словами. Просите письменное заявление от потребителя на обмен товара и пусть точно указывает причину, по какому критерию не подошел товар. Если в продаже имеется аналогичный товар с характеристиками, которые, якобы, нужны потребителю, то вы вправе произвести именно обмен товара, а не возврат денег. Также внимательно осматривайте товар в момент его возврата от потребителя. Цепляться фактически можно за многое - сколы, царапины, потертости, любые следы эксплуатации. Если на товаре должны быть ярлыки или пломбы производителя или еще что то, проверяйте их наличие. Также можно, принципе, озадачиться и предложить покупателю провести (правда изначально за ваш счет) товароведческую экспертизу на предмет наличия следов эксплуатации в товаре. Ну и безусловно у потребителя должен быть документ об оплате товара. Также просмотрите Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. В нем есть перечень товаров надлежащего качества, не подлежащего обмену и возврату. Если ваш товар входит в указанный перечень, то вы вправе клиенту отказать.

Если же в продаже аналогичного товара у вас нет, следу эксплуатации отсутствуют, документы по оплате у клиента нет и в перечень ваш товар не входит. Тут что то сделать сложно уже

Г
Да. Именно так и происходит. Этим покупатели и пользуются. Они зная, что привезут его (Заранее) стараются все сохранить и не испортить. И срок использования не большой. Например. Есть товар - свадебная арка. Она кованная и крашенная. Используется в фотозоне жениха и невесты. Оформители говорят - арка дорогая дайте в аренду. У нас нет такой услуги, мы только продаем. Товар был куплен. назавтра свадьба. Через день пытались вернуть. Причина - не подошел по форме,размеру, итд. Естественно обмен не актуален, так как свадьба прошла. И мы уверенны,что она была использована, так как ситуация была критическая на момент их обращения. Дальше- они (декораторы) берут деньги с клиентов, а на завтра привозят нам и оформляют возврат. Конечно это не доказуемо. Мы отказали. Но если бы они обратились в отдел по защите - какие аргументы нам можно было сказать?
11 янв 2019
Правовая компания "Союз"
Отзывов: 4 Ответов на сайте: 29

Аргументировать будет в данном случае сложно. В вашем случае, дабы пресечь подобного рода манипуляции, я бы рекомендовал вам по каждому товару подписывать договор купли-продажи (не обязательно большой и шикарный). В договоре прописывать, что то вроде следующего - Продавец продал, а покупатель купил в целях коммерческого использования (можно даже конкретизировать,например в рамках описанной ситуации - в целях организации и проведения фото сессий клиентов) такой-то товар...

Также указание о том, что товар приобретается для коммерческого назначения а не для личного использования можно запрятать куда-нибудь в "заключительные положения". Напихайте в договор каких-нибудь неустоек за возврат качественного товара (ну и пусть по закону взыскать не сможете, зато психологически на людей влияет хорошо)

Остаются, к сожалению только такие варианты. Мне кажется подписание подобного договора (причем за составлением лучше обратиться к юристу - штатному или со стороны) на каждый товар может помочь вам решить ваши проблемы. 

11 янв 2019
Трубинов Денис Васильевич
Отзывов: 68 Ответов на сайте: 14164

Здравствуйте!

Галина, в настоящее время такое поведение потребителей носит название "потребительский экстремизм". В интернете есть множество статей, где немало о нем говориться, но бороться с этим вы сможете только в судебном порядке. Есть статья в Гражданском Кодексе:

ГК РФ Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав:

1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Поэтому каждый конкретный случай надо разбирать отдельно и ст. 25 ЗоЗПП дает потребителю практические неограниченные возможности. Вам необходимо придумать для товара пломбы, этикетки или прочее, чтобы его невозможно было использовать без снятия или их нарушения. Тогда у вас будет возможность доказать, что товар был в употреблении.

С Уважением!

Вихарев Александр Евгеньевич
Отзывов: 60 Ответов на сайте: 31623

Здравствуйте! Возврат купленного Вами товара происходит на основании норм действующего Гражданского Кодекса Российской Федерации и норм законодательства "О защите прав потребителей", если Вы хотите задать конкретный вопрос, то задавайте его и я постараюсь на него ответить 

Г
Здравствуйте, вопрос конкретный, конечно. Это просто заголовок))) Наш магазин специализируется на товаре - декор для интерьера. Товар очень эксклюзивный и интересный. есть дорогой. Прямые наши заинтересованные покупатели - декораторы, дизайнеры,фотографы ( товар для фотозон), итд. Стали замечать такую тенденцию - товар берется и через день через2 отдается (может весь или частично). Как бы не подошел по цвету, размеру итд. Мы законопослушная фирма и конечно возвраты принимаем. НО!! Есть мнение, что люди используют в своих целях- а именно- отсняли фотосессию, или- провели свадьбу, фуршеты , праздники и везут назад. Вопрос такой- а как бороться с непорядочными покупателями? которые используют товар в своих целях и несут назад.
11 янв 2019
Вихарев Александр Евгеньевич
Отзывов: 60 Ответов на сайте: 31623

Если товара соответствует требованиям по качеству, то Вы не обязаны его принимать обратно, поэтому советую Вам смотреть каждый конкретный случай и в случаях злоупотребления правом отказывать в его приемке обратно и возврате денежных средств. Также советую Вам предупреждать об этом Ваших покупателей перед продажей

11 янв 2019
Г
не поняла..."Если товара соответствует требованиям по качеству, то Вы не обязаны его принимать обратно, " как это?
11 янв 2019
Г
товар весь соответствует по качеству при возврате. Мы можем не принять?
11 янв 2019
Г
когда клиенты покупают-мы пытаемся оговорить возвраты. Вернее их не возврат. На что слышим -по Закону вы не имеете право не принять.
11 янв 2019
Вихарев Александр Евгеньевич
Отзывов: 60 Ответов на сайте: 31623

Да, а почему Вы должны принимать обратно товар, который соответствует требованиям по качеству, который, как я понимаю уже и использовался 

11 янв 2019
Г
мы не видели ,что он использовался и доказать это не возможно. Это наши предположения, потому что сложилась такая тенденция и практика. И люди в глаза смотрят при ПОКУПКЕ и ГОВОРЯТ- а вы не имеете право не принять (то ест уже при покупке уверенны, что назад принесут)
11 янв 2019
Вихарев Александр Евгеньевич
Отзывов: 60 Ответов на сайте: 31623

Закон о защите прав потребителей защищает покупателя в случаях, если продан некачественный товар, поэтому я считаю, что Вы не обязаны принимать товар обратно

11 янв 2019
Г
не верно. качественный товар тоже имеют право вернуть - если он не подошел по цвету, размеру итдалее
11 янв 2019

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Жалоба на сообщение

Укажите причину по которой вы считаете данное
сообщение неуместным