Здравствуйте.
В Вашем случае есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить внимание.
1. В ст.25 Закона о защите прав потребителей указано, что в случае, если товар не подошел потребителю по цвету, размеру и т.п., то он вправе его обменять.
Обратите внимание - речь идет, в первую очередь, о замене товара. И только в случае отсутствия у продавца товара на замену, производится возврат денег.
Вы можете предлагать таким покупателям товар на обмен.
2. Такой товар должен сохранить товарный вид, все ярлыки, пломбы и пр., не быть в употреблении. В этом случае не будет нарушением Закона Ваши действия по проверке товара - был ли он в употреблении (это может быть экспертиза или проверка качества) - специалисты (эксперты) могут определить, использовался товар или нет.
То есть, принять товар Вы обязаны, но у Вас есть три дня на рассмотрение требований потребителя, и Вы можете его об этом предупреждать.
3. Обратите внимание на Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).
Например, в нем имеется пункт 4, согласно которому, не подлежат обмену и возврату товары, отпускаемые на метраж.
Также, не подлежат обмену и возврату в таких случаях товары, имеющие индивидуально-определенные свойства, если товар может быть использован только конкретным потребителем (например, был изготовлен по индивидуальным размерам).
И такой момент. Ваши покупатели не могут ссылаться на Закон о защите прав потребителей, если приобретают данный товар для коммерческого использования (не для личных нужд) - из Вашего комментария следует, что это именно коммерческое использование. Возможно, Вы и продаете такой товар только для таких целей.
Галина, вообще, в идеале, в каждом конкретном случае лучше рассматривать вопрос индивидуально.
В общих чертах, к сожалению, это максимально возможные обстоятельства (я давно работаю в сфере защиты прав потребителей, и часто приходится сталкиваться с потребительским экстремизмом).
1. По поводу наличия/отсутствия товара всегда можно поспорить. Предлагайте письменное заявление составлять. Ведь смысл не в том, чтобы обойти закон, а в том, чтобы потребители понимали, что у них должны быть веские основания.
Например, если товар не подошел по цвету, возможно уточнить у потребителя, какой цвет ему необходим, пусть укажет письменно - потом ему труднее будет отказаться, если такой цвет был в наличии. Также можно представить товар на замену не в день обращения, а к определенному сроку - закон позволяет.
2. В данном случае возможно даже отказать в обмене/возврате, если товар был распакован и, например, сложен не по линиям сгиба - значит, был в употреблении.
Вы можете также в назначении товара указывать, что он предназначен, например, для фотосъмки или для фотостудии и уточнять при продаже, для какой цели будет использован товар (например, объясняя это тем, что продавец так сможет лучше помочь в подборе товара). Возможно, у Вас имеется видеонаблюдение или при оформлении можно делать соответствующие пометки.
Имеет смысл хотя бы в одном более подходящем случае отказать покупателю (с учетом всего изложенного) и даже посудиться с ним, если он обратится с иском. Только нужно будет подготовиться и оформить правильно все документы об отказе.
Когда покупатели будут знать, что вернуть товар не так просто, желающих злоупотребить правом убавится.
Добрый день, Галина!
В соответствие с абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
п. 2 названной статьи устанавливает, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Иными словами. Просите письменное заявление от потребителя на обмен товара и пусть точно указывает причину, по какому критерию не подошел товар. Если в продаже имеется аналогичный товар с характеристиками, которые, якобы, нужны потребителю, то вы вправе произвести именно обмен товара, а не возврат денег. Также внимательно осматривайте товар в момент его возврата от потребителя. Цепляться фактически можно за многое - сколы, царапины, потертости, любые следы эксплуатации. Если на товаре должны быть ярлыки или пломбы производителя или еще что то, проверяйте их наличие. Также можно, принципе, озадачиться и предложить покупателю провести (правда изначально за ваш счет) товароведческую экспертизу на предмет наличия следов эксплуатации в товаре. Ну и безусловно у потребителя должен быть документ об оплате товара. Также просмотрите Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. В нем есть перечень товаров надлежащего качества, не подлежащего обмену и возврату. Если ваш товар входит в указанный перечень, то вы вправе клиенту отказать.
Если же в продаже аналогичного товара у вас нет, следу эксплуатации отсутствуют, документы по оплате у клиента нет и в перечень ваш товар не входит. Тут что то сделать сложно уже
Аргументировать будет в данном случае сложно. В вашем случае, дабы пресечь подобного рода манипуляции, я бы рекомендовал вам по каждому товару подписывать договор купли-продажи (не обязательно большой и шикарный). В договоре прописывать, что то вроде следующего - Продавец продал, а покупатель купил в целях коммерческого использования (можно даже конкретизировать,например в рамках описанной ситуации - в целях организации и проведения фото сессий клиентов) такой-то товар...
Также указание о том, что товар приобретается для коммерческого назначения а не для личного использования можно запрятать куда-нибудь в "заключительные положения". Напихайте в договор каких-нибудь неустоек за возврат качественного товара (ну и пусть по закону взыскать не сможете, зато психологически на людей влияет хорошо)
Остаются, к сожалению только такие варианты. Мне кажется подписание подобного договора (причем за составлением лучше обратиться к юристу - штатному или со стороны) на каждый товар может помочь вам решить ваши проблемы.
Здравствуйте!
Галина, в настоящее время такое поведение потребителей носит название "потребительский экстремизм". В интернете есть множество статей, где немало о нем говориться, но бороться с этим вы сможете только в судебном порядке. Есть статья в Гражданском Кодексе:
ГК РФ Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав:
1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Поэтому каждый конкретный случай надо разбирать отдельно и ст. 25 ЗоЗПП дает потребителю практические неограниченные возможности. Вам необходимо придумать для товара пломбы, этикетки или прочее, чтобы его невозможно было использовать без снятия или их нарушения. Тогда у вас будет возможность доказать, что товар был в употреблении.
С Уважением!
Здравствуйте! Возврат купленного Вами товара происходит на основании норм действующего Гражданского Кодекса Российской Федерации и норм законодательства "О защите прав потребителей", если Вы хотите задать конкретный вопрос, то задавайте его и я постараюсь на него ответить
Если товара соответствует требованиям по качеству, то Вы не обязаны его принимать обратно, поэтому советую Вам смотреть каждый конкретный случай и в случаях злоупотребления правом отказывать в его приемке обратно и возврате денежных средств. Также советую Вам предупреждать об этом Ваших покупателей перед продажей
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти