Здравствуйте!
Скорее всего речь идет о двух разных отраслях законодательства (гражданское законодательство) и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство (меры оперативного воздействия). Отличие заключается в основаниях привлечения к ответственности, то есть в установлении вины субъекта ответственности. В гражданском законодательстве ответственность почти всегда наступает, в том числе и за не виновные действия, в отличии от уголовной ответственности
Добрый день.
Гражданско правовая ответственность в большинстве случаев - материальная ответственность гражданина за нарушение каких-либо условий. например договорных.
Оперативное воздействие если речь идет об уголовном процессе, это мера принудительного воздействия к примеру в рамках расследования.
Мера защиты. на мой взгляд это самозащита в пределах закона осуществляемая гражданами самостоятельно.
Анализ научной литературы, затрагивающей проблемы мер оперативного воздействия, как представляется, позволяет сделать вывод о том, что, как уже отмечалось, все суждения правоведов о юридической сущности оперативных мер и их соотношения с мерами ответственности делятся на две группы.
Одни ученые утверждают, что понятие «меры оперативного воздействия» входит в объем понятия «меры ответственности (санкции)».
Таким образом, в оперативных мерах видят лишь разновидность гражданско-правовых санкций. Вместе с тем данную группу нельзя назвать однородной, так как цивилисты, входящие в нее, едины лишь в подходе к оперативным мерам как к гражданско-правовым санкциям, но отнюдь не всегда единодушны в вопросах отнесения первых к гражданско-правовой ответственности и определения термина «санкция», что будет показано далее.
Другие ученые отрицают указанную связь, что предполагает, в свою очередь, признание за мерами оперативного воздействия характера самостоятельной разновидности правоохранительных мер.
Однако подобное деление является весьма условным, поскольку систематизация научных представлений о сущности рассматриваемых мер осложняется тем, что некоторые ученые в процессе рассуждения либо подменяют понятие санкции как меры ответственности понятием санкции как части логической структуры правовой нормы, либо отождествляют эти понятия между собой или с понятием «ответственность», не принимая во внимание тот факт, что термин «санкция» в правовой литературе многозначен1. Так, О.Э. Лейст замечает, что в законодательстве и юридической литературе под санкцией иногда понимается утверждение, одобрение, разрешение какого-либо акта, придание ему юридической силы посредством охраны предписаний этого акта с помощью государственного принуждения2. Под санкцией правовой нормы понимается чаще всего указание закона на те меры государственного принуждения, которые подлежат применению к нарушителю правовой нормы. Более того, как отмечает С.Н. Братусь, под санкцией нормы права могут пониматься любые правовые последствия правонарушения, предусмотренные законом для какого-то конкретного случая, в том числе и те, что не связаны с использованием силы государственного принуждения3. Наконец, в некоторых случаях под термином «санкция» в цивилистической литературе понимаются меры гражданско-правовой ответственности. Несколько реже санкции отождествляются с ответственностью, в результате чего высказываются мнения, что ответственность есть санкция либо ответственность является одним из видов санкций. Данная точка зрения обоснованно критиковалась в юридической литературе как ошибочная1, поскольку она не учитывает того, что «санкция правовой нормы существует всегда, а правовая ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы»2, т.е. ответственность есть применение санкции, тогда как санкция есть та конкретная мера, которая применяется к правонарушителю.
В результате использования терминов «санкция» и «ответственность» в различных значениях одни ученые приходят к выводу о том, что оперативные меры представляют собой разновидность гражданско-правовых санкций и не являются разновидностью гражданско-правовой ответственности, другие - о том, что меры оперативного воздействия относятся к разновидности как гражданско-правовых санкций, так и ответственности, третьи же, отождествляя оперативные меры с организационными санкциями, а их применение - с разновидностью гражданско-правовой ответственности, противопоставляют их санкциям имущественного или денежного характера.
Все это в достаточной степени препятствует полноценному научному диалогу о правовой природе оперативных мер, так как необходимой предпосылкой для определения места мер оперативного воздействия в системе гражданско-правовых правоохранительных мер является получение ответа на вопрос о содержании и объеме таких понятий, как ответственность и санкции в гражданском праве.
http://nashaucheba.ru/v46053/карпов_м.с._гражданско-правовые_меры_оперативного_воздействия?page=2
Здравствуйте.
Гражданско-правовая ответственность — это мера государственно-принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав, выраженная в наложении на него обременительных обязанностей имущественного характера в целях восстановления имущественного положения потерпевшего.
В данном случае речь идет о предусмотренных законом имущественных мерах, применяемые судом к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия.
Большинство гражданско-правовых санкций являются компенсационными, имеющими цель возмещения потерпевшей стороне понесенных ею имущественных потерь. Примером таких санкций служат убытки (п. 2 ст. 15 ГК).
Меры юридической защиты - это охранительные правовые средства (одна из разновидностей государственного принуждения), применяемые в случае совершения правонарушения или наступления иных юридических фактов, преследующие цели предупреждения, пресечения, регулирования, восстановления, а также обеспечения безопасности.
Меры защиты закреплены в санкциях правовых норм и направлены на восстановление нарушенного права. Меры защиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают за правонарушение, обладающее часто минимальной степенью общественной опасности.
Меры оперативного воздействия (МОВ) – такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю непосредственно управомоченным лицом, без обращения за защитой к компетентным гос. органам.
К ним, в частности, относятся: односторонний отказ от нарушенного другой стороной договора, задержка выдачи груза получателю до внесения им всех причитающихся платежей и т. п.
В отличие от мер самозащиты гражданских прав меры оперативного воздействия носят юридический, а не фактический характер, то есть, всегда влекут соответствующее изменение прав и обязанностей (например, прекращение права на оплату товара при обнаружении его недоброкачественности или появление обязанности устранить за свой счет дефекты в поставленном оборудовании).
Здравствуйте!
Меры гражданско-правовой ответственности представляют собой юридическую ответственность за прошлое поведение, за совершенные неправомерные действия (бездействие), разновидность государственного (государственно-властного) принуждения. Они влекут неблагоприятные последствия (лишения) имущественного и неимущественного характера, направлены не только на восстановление нарушенных субъективных гражданских прав (за счет нарушителя), но и на наказание виновного лица (в случаях, предусмотренных законом, - независимо от вины) в установленном законом порядке, сопровождаются применением гражданско-правовых санкций (неустойка, пени, штраф). Ответственность носит ретроспективный характер: она может возлагаться только за совершенное гражданское правонарушение.
Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском относительном правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам. Особенность мер оперативного воздействия состоит в том, что их применение носит односторонний характер. Они применяются к правонарушителю непосредственно самим управомоченным субъектом без обращения к государственным юрисдикционным органам. Поэтому они именуются мерами оперативного характера. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь тогда, когда обязанная сторона допустила те или иные нарушения, например не выполнила обязательства в установленный срок, уклоняется от выполнения тех или иных действий, систематически задерживает платежи и т.п. Поэтому односторонние действия управомоченных субъектов, не связанные с нарушением обязанностей его контрагентов по относительному правоотношению, нельзя относить к мерам оперативного воздействия, несмотря на их большое внешнее сходство. Главная функция рассматриваемых мер состоит в обеспечении, стимулировании надлежащего исполнения обязанностей участниками гражданского оборота. Любая мера оперативного воздействия, оставаясь средством защиты интересов управомоченного субъекта, по своей сути выступает в качестве иного способа обеспечения надлежащего исполнения обязательств, помимо тех, которые указаны в ст. 329 ГК.
С Уважением!
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти