Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством, в связи с чем достоверные и полные сведения указываются на основании правоустанавливающих документов вне зависимости от режима имущества супругов, предусмотренного Семейным кодексом Российской Федерации.
Обязательность представления сведений
Требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения), в том числе в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) также в качестве одной из основных обязанностей гражданского служащего предусмотрел представление им сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (п. 9 ст. 15 Закона о госслужбе). Впоследствии подобная обязанность была закреплена и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 8 ст. 12).
В своей первоначальной редакции ч. 8 ст. 8 Закона о противодействии коррупции устанавливала, что невыполнение государственным или муниципальным служащим рассматриваемой обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в рамках Закона о противодействии коррупции невыполнение обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рассматривалось как дисциплинарный проступок с возможностью применения к виновному мер дисциплинарной ответственности. В то же время параллельно с Законом о противодействии коррупции обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера закрепляется и иными законодательными актами. В отношении государственных гражданских служащих это сделано Законом о госслужбе. И этот Закон, в отличие от Закона о противодействии коррупции, по иному регулировал последствия невыполнения рассматриваемой обязанности. Исходя из п. 9 ч. 1 ст. 16 и п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе можно было сделать вывод, что невыполнение такой обязанности гражданским служащим должно было повлечь его увольнение с гражданской службы. При этом Закон о госслужбе рассматривал невыполнение обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не в качестве дисциплинарного проступка, а как несоблюдение ограничения, связанного с прохождением гражданской службы.
Разница в этих подходах принципиальна.
Во-первых, если непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - это не дисциплинарный проступок, а несоблюдение ограничения, то представитель нанимателя лишается возможности выбора санкции, применяемой к гражданскому служащему - он в любом случае обязан его уволить.
Во-вторых, увольнение в случае несоблюдения ограничения, связанного с гражданской службы, в отличие от привлечения к ответственности за совершение дисциплинарного проступка, не требует установления ряда обстоятельств и, в частности, вины гражданского служащего. В-третьих, законодательство содержит различающиеся процедуры привлечения гражданских служащих к дисциплинарной ответственности и их увольнения в случае несоблюдения возложенных на них ограничений. В результате, как и следовало ожидать, кадровые службы государственных органов, не имеющие четких ориентиров - нормы какого закона следует исполнять - на практике начали использовать и те и другие. Аналогично и суды, рассматривая вопрос о применении к гражданским служащим, не выполнившим обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, принудительных мер, основывали свои решения на различных подходах. В судебной практике можно было встретить примеры, когда судебные органы признавали правомерным наложение в рассматриваемой ситуации на служащих дисциплинарных взысканий.
Теперь все новые платные вопросы будут поступать вам на почту. Отписаться вы можете в ваших Настройках уведомлений
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти