05 мар 2018, Нина, Барнаул

О начислении и выплате компенсации на оплату потребленной электроэнергии

Здравствуйте, Я работаю учителем в сельской школе в Родинском районе. 18 февраля мы выиграли суд о нарушении социальных прав при начислении и выплате компенсации на оплату потребленной электроэнергии. Но Управление социальной защиты населения подала апелляционную жалобу в районный суд. Если мы направим встречное возражение , есть ли у нас шансы. И есть ли случаи у нас в Алтайском крае , что решение принималось в пользу педагогов
Поделиться ссылкой на вопрос:
Свернуть
Ответы юристов: 1
Рощупкин Алексей Дмитриевич
Отзывов: 4 Ответов на сайте: 82

Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 08 сентября 2015 г. по делу N 33-2757/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:


судьи - председательствующего Софиной И.М.,


судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,


при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.


рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 8 сентября 2015 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Федуловой Л.Б. к государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств,


по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 8 июля 2015 года, которым постановлено:


"Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Федуловой Л.Б. к Финансовому Управлению Курганской области, ГС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида" и Главному управлению образованием Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.


Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Федуловой Л.Б. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... "


В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.".


Заслушав доклад судьи областного суда Коуровой В.Е., пояснения прокурора Бухаровой А.С., судебная коллегия


УСТАНОВИЛА:


прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Федуловой Л.Б. обратился в суд с иском к государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (далее - ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", школа-интернат), Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании за Федуловой Л.Б. права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскании в пользу Федуловой Л.Б. денежных средств, потраченных ею на оплату освещения, в размере " ... ". за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.


В обоснование требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в результате которой установлено, что Федулова Л.Б., являющаяся педагогическим работником и проживающая в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения - дома N, расположенной по адресу: "адрес". Однако в нарушение норм действующего законодательства Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений, в связи с чем, в 2014 году истец самостоятельно вносила плату за электроэнергию, потребленную сверх установленного норматива. Полагал, что отсутствие у истца отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении произведенных расходов по оплате электроэнергии в полном объеме. За 2014 год Федуловой Л.Б. было оплачено за электроэнергию " ... " коп., из которых ей возмещено " ... ". Таким образом, сумма не компенсированных истцу расходов на освещение составила " ... "., которые прокурор со ссылкой на статьи 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просил взыскать с Финансового управления Курганской области.


В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Довгополов Д.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.


Истец Федулова Л.Б., представители ответчиков ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.


Лебяжьевским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.


В апелляционной жалобе представитель Финансового управления Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору к Финансовому управлению Курганской области отказать. В обоснование жалобы указывает, что в связи с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям субъекта, подлежащим финансированию за счет собственных средств субъекта, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 01.01.2005. В связи с тем, что право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено актом федерального законодательства, при том, что условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, а полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, значит финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. Считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области N 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не соответствует закону.


Указывает, что Законом Курганской области N 75 предусмотрено право педагогических работников на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения, а не электроснабжения в целом. Данный закон не опротестован, его положения не признаны несоответствующими действующему законодательству. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действующее законодательство позволяет определить годовой расход электроэнергии, потребляемой электроприборами расчетным методом. Доказательств того, что истец понес расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные ему образовательным учреждением, в материалы дела не представлено.


Полагает, что возложив на Финансовое управление Курганской области обязанность по компенсации истцу расходов на освещение, суд нарушил нормы бюджетного и гражданского законодательства, так как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение к спорным правоотношениям нормы ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена. Считает, что компенсация, на которую истец Федулова Л.Б. имеет право, выплачена ей в полном объеме в соответствии с Законом Курганской области N 75. Нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.


В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Бухарова А.С. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.


Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.


Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.


Как следует из материалов дела, Федулова Л.Б. с 15.10.2002 зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", и имеет следующее семейное положение: муж Федулов О.В., сын Федулов Д.О., опекаемая дочь Нагуманова А.А., опекаемый сын Нугуманов Р.А., опекаемый сын Нагуманов Д.А. Указанный жилой дом, общей площадью 51,4 кв.м., находится в совместной собственности Федуловой Л.Б. и Федулова О.В.


С 27.08.2002 Федулова Л.Б. работает учителем начальных классов в ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида", что подтверждается ее трудовой книжкой, а также копией трудового договора.


Предметом настоящего спора является право истца как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления, за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.


Согласно информации "Энергосбыт" - филиала ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" по лицевому счету N 70190152, открытому на имя Федуловой Л.Б., последняя в 2014 году произвела оплату электроэнергии по вышеуказанному адресу на общую сумму " ... ". Из справки от 18.02.2015 N 56 ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" следует, что размер начисленной и выплаченной педагогу Федуловой Л.Б. компенсации за электроэнергию в 2014 году составил " ... ".


Таким образом, сумма не компенсированных истцу расходов на оплату освещения жилого помещения за 2014 год составила " ... "., что также следует из расчета взыскиваемой суммы.


Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая положения ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что гарантированное государством право Федуловой Л.Б. на предоставление бесплатной жилой площади с освещением было нарушено, поскольку мера социальной поддержки в 2014 году предоставлялась истцу не в полном объеме, а исходя из нормативов потребления электроэнергии непосредственно на освещение занимаемого жилого помещения.


Судебная коллегия соглашается с выводом суда и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание следующее.


Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013.


Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).


Из анализа норм федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.


На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".


В ст. 2 указанного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.


В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения.


Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.


Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).


В пункте 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75.


В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.


Таким образом, государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.


В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.


Согласно ст. 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.


Прокурор, обратившись с иском в интересах Федуловой Л.Б., просил взыскать в ее пользу денежные средства в размере " ... "., израсходованные на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные ей своевременно.


По делу установлено и не оспаривалось представителями ответчиков, что Федулова Л.Б. как педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.


Данное право за Федуловой Л.Б. признавалось, о чем свидетельствует произведенная ей в 2014 году выплата компенсации расходов на освещение в сумме " ... ". из оплаченных ею " ... ".


При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Федуловой Л.Б. в 2014 году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав в пользу Федуловой Л.Б. сумму оплаченных ею, но не компенсированных расходов на электроэнергию за 2014 год.


Ссылка апелляционной жалобы на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение", и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми Федулова Л.Б. имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.


Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области, по следующим основаниям.


В ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.


Согласно п. 12-13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.


ГКС(К)ОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем образовательного учреждения является Курганская область, следовательно, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации, и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.


Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.


Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.


В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Законом Курганской области от 03.12.2013 N 89 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).


Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с не предоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.


Ссылку жалобы на отсутствие по делу всей совокупности оснований для возмещения вреда, предусмотренных ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку основанием для присуждения Лихач М.В. спорной денежной суммы является ее право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения, которое истцом не было реализовано, а не обязательства из причинения вреда.


Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании и применении ответчиком норм материального права, регулирующих спорные отношения.


Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, как не содержит и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.


Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ОПРЕДЕЛИЛА:


решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.


Судья - председательствующий


Судьи:

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Жалоба на сообщение

Укажите причину по которой вы считаете данное
сообщение неуместным