29 ноя 2018, Людмила, Северобайкальск

Кто больше руководит школами искусств в законодательном плане Минобр. или Минкульт?

Распространяются ли основы законодательства о культуре на школы искусств?
Поделиться ссылкой на вопрос:
Свернуть
Ответы юристов: 3
Степанов Альберт Евгеньевич
Отзывов: 26 Ответов на сайте: 4447

Людмила, смотрите Устав Вашего учреждения. Там и должно быть написано - кто является непосредственным учредителем, и соответственно, осуществляет руководство.

Л
Вы не поняли вопроса. С одной стороны нас стараются притянуть к закону об образовании ( это Министерство образования), в котором есть статья о школах искусств, но которая не учитывает специфику нашей работы. С другой стороны мы - Министерство культуры.. Но в "Основах законодательства о культуре" Школам места не нашлось.
29 ноя 2018
Бурыкин Эдуард Александрович
Отзывов: 26 Ответов на сайте: 2728

Об этом сказано в самих Основах, а именно:


"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017)

Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре


Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Исходя из этого, образовательная деятельность в области искусства не относится к предмету регулирования этого Закона

Л
Значит мы можем устанавливать частичную оплату за обучение?
29 ноя 2018
Бурыкин Эдуард Александрович
Отзывов: 26 Ответов на сайте: 2728

Я помню ваш вопрос. Вы, если не ошибаюсь, уже где-то говорили о том, что вам запрещают ставить оплату. Полагаю, что да, можете.

Вот что на этот счет говрит А. Вифлеемский, д.э.н., директор Нижегородского Центра экономики образования

"...Кроме того, для более полного удовлетворения потребностей населения наряду с реализацией основной образовательной программы (реализуемой за счет бюджета и родительской платы) музыкальная школа вправе оказывать дополнительные образовательные услуги за счет денежных средств родителей, в полном объеме покрывающих затраты на их оказание. Однако такие платные дополнительные услуги могут предоставляться исключительно по желанию учащихся и их родителей. При их оказании должны соблюдаться Правила оказания платных образовательных услуг[1]и заключаться договора между образовательным учреждением и заказчиком (родителем, законным представителем несовершеннолетнего), а в случае достижения учащимся возраста 14 лет – и с ним как с потребителем."

Но вот тут занимательная история.

Реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) привела к появлению нового типа государственных (муниципальных) учреждений – казенных учреждений, для которых родительская плата является составной частью неналоговых доходов бюджета, но при этом новая редакция ст. 41 БК РФ уже не требует уплаты налогов и сборов (то есть родительская плата уже в полном объеме должна зачисляться в бюджет).

Пожертвования, получаемые музыкальной школой – казенным учреждением, также являются неналоговыми доходами бюджета и должны в полном объеме зачисляться в бюджет. Как правило, затем все эти зачисленные в бюджет средства поступают казенному учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

В музыкальной школе – казенном учреждении должна формироваться единая смета доходов и расходов, включающая как бюджетное финансирование (по нормативам финансирования), так и родительскую плату в доходной части, в расходной части которой все доходы образовательного учреждения надо распределить по статьям расходов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Если же музыкальная школа является автономным или бюджетным учреждением, то родительская плата по‑прежнему рассматривается как составляющая приносящей доход деятельности учреждения, однако при этом находится в самостоятельном распоряжении учреждения. Это установлено соответственно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»(далее – Закон № 174-ФЗ) и ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). При этом суммы родительской платы должны в полном объеме отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности.



29 ноя 2018
Л
В "Законе об образовании", к которому нас притягивают , чётко написано, что государство гарантирует бесплатное ОБЩЕЕ образование и даже чётко перечисляются какие именно учреждения имеются ввиду. Школ искусств там нет . Нет ни одного документа, запрещающее родительскую плату, как это было всегда. Поскольку финансирование школ искусств нигде толком не прописано и никем толком не гарантируется, школы выкручиваются как могут. Придумывают добровольные пожертвования и т. д. Хотелось бы, чтобы юристы толком рассмотрели эту проблему и помогли её решить. На нашем сайте "Детская школа искусств. г.Северобайкальск" в разделе материалы для дискуссии есть моя статья по этому поводу. Никто не может нам помочь!!!
29 ноя 2018
Бурыкин Эдуард Александрович
Отзывов: 26 Ответов на сайте: 2728

Хотите судебную практику? Она не в вашу пользу. Суды подходят формально. 

Приводить примеры не буду, долго читать. Только краткое резюме:

Таким образом, сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, так как действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Изучите вот это письмо. Да оно, наверное, вам известно.

Письмо Министерства культуры РФ от 18 сентября 2017 г. № 299-01.1-39-ВА “По вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий” 2 ноября 2017

Там сказано:

Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае, если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей) предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), то плата за оказание таких услуг взимается.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ музыкальная школа – бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Аналогичная норма действует и в отношении музыкальных школ – автономных учреждений. Пункт 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ определяет, что кроме государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату в порядке, установленном федеральными законами.

Учитывая, что отсутствуют федеральные законы, устанавливающие плату за обучение в музыкальных школах, оказание государственных (муниципальных) услуг в музыкальных школах на частично платной основе является нарушением федерального законодательства.

Так что здесь слово за законодателем - пока есть такие пробелы, будет и бардак.

Выход один. Организуйте частную школу. Но тогда полностью жить за свой счет без бюджетного финансировнаия




29 ноя 2018
Трубинов Денис Васильевич
Отзывов: 68 Ответов на сайте: 14169

Здравствуйте!

Людмила, думаю вам будет интересно:

Письмо Министерства культуры РФ от 18 сентября 2017 г. № 299-01.1-39-ВА “По вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий”

2 ноября 2017

В связи с поступающими в Минкультуры России многочисленными обращениями от руководителей органов управления культурой субъектов Российской Федерации, директоров и преподавателей детских школ искусств Минкультуры России направляет для использования в работе информацию по вопросам формирования государственных (муниципальных) заданий для детских школ искусств, структуры базового норматива затрат и осуществления платной деятельности при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств согласно приложению.


Кроме того, направляем для принятия соответствующих мер письмо Минкультуры России от 15.09.2017 № 297-01.1-39-ВА.


Просим довести данную информацию до учредителей и руководителей детских школ искусств.


Приложение: на 50 л.


    В.В. Аристархов

Приложение


Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для детей предусмотрена возможность бесплатного получения образования по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в области искусств. Безусловно, что в сфере художественного образования данная норма должна распространяться на поддержку одаренных детей, предоставляя им право реализовать свои творческие способности.


Необходимо отметить, что возможность получения образования на бесплатной основе в образовательных учреждениях была предусмотрена и в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Однако, многие руководители детских школ искусств (далее - ДШИ) продолжали взимать с родителей плату за обучение, следуя традициям XX века, когда обучение детей в ДШИ частично компенсировалось родительской платой.


К настоящему времени действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ как за счет государственного (муниципального) задания, так и на внебюджетной основе.


Учитывая, что учредители ДШИ за период, в который родительская плата не взималась, не компенсировали ДШИ средства в рамках государственного (муниципального) задания, статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена государственная поддержка дополнительного образования одаренных детей, в том числе финансовое обеспечение на предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.


При формировании на 2018 год государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусств), учредителям необходимо руководствоваться:


- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (статья 99);


- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях:» (статья 9.2);


- приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;


- приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.07.2013 № 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»;


- письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;


- письмом Минфина России от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 «О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)»;


- базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг (работ), размещенными по адресу: http://bus.gov.ru/pub/home.


Несмотря на то, что ДШИ являются региональными или муниципальными образовательными учреждениями, а не федеральными, при формировании государственного (муниципального) задания следует использовать в работе следующие документы:


- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;


- утвержденные Минобрнауки России от 17.07.2017 № ВП-57/18вн «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных общеразвивающих программ, за исключением программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, и по реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год»;


- утвержденные Минобрнауки России от 17.07.2017 № ВП-52/18вн «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год».


С данными документами можно ознакомиться на официальном сайте «Консультант Плюс».


Обращаем внимание, что государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания образовательным учреждениям равных условий при оказании ими одних и тех же образовательных услуг. Такие равные условия возможно обеспечить путем утверждения базового норматива затрат по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств), который определяется учредителями ДШИ самостоятельно.


Структура государственного (муниципального) задания состоит из следующих разделов: полное и сокращенное наименование учреждения, вид деятельности учреждения, сведения об оказываемых услугах, наименование услуги, потребители услуги, показатели, характеризующие объем и качество услуги, порядок оказания услуги, нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуги, порядок информирования потенциальных потребителей услуги, условия и порядок досрочного прекращения исполнения государственного (муниципального) задания, предельные цены (тарифы) на оплату государственной (муниципальной) услуги при оказании услуги на платной основе, порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, иная информация, необходимая для исполнения (контроля за исполнением) государственного муниципального задания.


Учредители должны формировать государственное (муниципальное) задание для ДШИ отдельно по дополнительным общеразвивающим программам и по каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств, перечень которых утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 № 998, в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем услуг и работ в сфере «Образование и наука» (утвержден Минобрнауки России и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://bus.gov.ru/pub/home).


Государственное (муниципальное) задание формируется с учетом условий оказания государственной (муниципальной) услуги (например, применение дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации программ и др.), а также тех или иных категорий потребителей (например, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.).


При утверждении учредителем ДШИ базового норматива затрат по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее - предпрофессиональные программы) рекомендуется формировать перечень и состав стоимостных групп по указанным программам с учетам реализации по этим программам в большей или меньшей степени таких форм учетных занятий как групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.


В структуру норматива затрат по предпрофессиональным программам входят расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, приобретение материальных запасов и движимого имущества, формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, приобретение учебной литературы, повышение квалификации педагогических работников, проведение периодических медицинских осмотров, на коммунальные услуги, содержание объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и Интернет, приобретение транспортных услуг, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги.


В соответствии с пунктом 4.1 раздела II «Общие требования при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг» приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии).


Помимо выполнения государственного (муниципального) задания образовательные учреждения вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности и предусмотренные уставом учреждения, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также на добровольной основе привлекать средства физических и юридических лиц в форме имущественных взносов и пожертвований. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 53, 54, 101), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статьи 9.2, 26), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».


Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае, если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей) предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), то плата за оказание таких услуг взимается.

Ссылка на документ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71697238/

С Уважением!

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.

Войти

Время истекло

Время выделенное для редактирования истекло.

Жалоба на сообщение

Укажите причину по которой вы считаете данное
сообщение неуместным