Так, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых применялась процедура реадмиссии, могут в соответствии с федеральным законодательством устанавливаться:
- запрет на въезд в Российскую Федерацию в течение 5 лет с момента реадмиссии (в случае если лицо реадмиссировано из Российской Федерации);
- отказ в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство либо их аннулирование, если в течение 5 лет, предшествовавших обращению с соответствующим заявлением, применялась процедура реадмиссии;
- отказ в выдаче разрешения на работу, патента либо их аннулирование, если в течение 5 лет, предшествовавших обращению с соответствующими заявлениями, применялась процедура реадмиссии;
- возможность отказа во въезде в Российскую Федерацию, если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания находился в Российской Федерации вследствие передачи иностранным государством в порядке реализации соглашений о реадмиссии.
Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, подпадающие под реадмиссию, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, что также представляет собой определенное ограничение права.
Все перечисленные ограничения прав человека исчерпывающим образом урегулированы в нормах соответствующих Федеральных законов от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Предметом особого внимания являются специальные учреждения для временного размещения лиц, подпадающих под реадмиссию. Здесь в наибольшей степени ограничиваются права человека, и в первую очередь право на свободу передвижения.
Процедура размещения иностранных граждан в специальном учреждении является составной частью реадмиссионного процесса и реализуется во всех без исключения странах, имеющих взаимные реадмиссионные обязательства. В то же время организация пребывания иностранных граждан в специальных учреждениях, условия содержания и организация деятельности самих учреждений могут значительно различаться.
На законодательном уровне определено, что передачу иностранного гражданина Россией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Россией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством в соответствии с международным договором, осуществляет Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России) или ее территориальный орган на основании решения директора ФМС России или его заместителя.
Предусмотрено, что временное размещение иностранного гражданина, подлежащего передаче либо приему в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется в специальном учреждении ФМС России. При этом правом принимать решение о временном размещении иностранного гражданина в специальном учреждении на срок, не превышающий 48 часов, наделяются директор ФМС России, его заместитель или руководитель территориального органа ФМС России. На более длительный срок иностранный гражданин может быть размещен в названном учреждении только на основании решения суда. Данная норма соответствует ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом в специальных учреждениях необходимо обеспечивать условия содержания, которые должны соответствовать общепринятым европейским стандартам. На сегодняшний день эти стандарты выше, чем те, которые применяются в Российской Федерации к специальным учреждениям для содержания иных категорий иностранных граждан (подлежащих административному выдворению либо депортации).
В настоящее время порядок и условия пребывания лиц, подлежащих передаче в порядке реадмиссии, в специальных учреждениях ФМС России определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" (далее - Постановление Правительства РФ N 1306).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1306:
1) администрация специальных учреждений предоставляет размещаемым в них лицам, подлежащим передаче в порядке реадмиссии, информацию об их правах и обязанностях, о порядке и условиях пребывания в специальных учреждениях, а в случае необходимости обеспечивает их услугами переводчика;
2) при размещении в специальных учреждениях лица, подлежащие передаче в порядке реадмиссии, подлежат дактилоскопированию и фотографированию;
3) при размещении лица, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении медицинским работником специального учреждения проводятся опрос и осмотр данного лица;
4) на каждое лицо, размещенное в специальном учреждении, сотрудниками специального учреждения заводится личное дело;
5) лица, подлежащие передаче в порядке реадмиссии, размещаются в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. м на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4,5 кв. м на 1 человека. Помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. м. При этом в специальном учреждении раздельно размещаются:
а) лица мужского пола и женского пола;
б) лица, имеющие признаки инфекционного заболевания, которые изолируются в специально оборудованных помещениях (инфекционных изоляторах) до момента их помещения в специализированные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями в стационарных условиях.
Совместно в отдельном помещении специального учреждения могут содержаться только супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушка, бабушка, внуки иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии;
6) иностранные граждане, подлежащие передаче в порядке реадмиссии и размещенные в специальных учреждениях, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, размещенные в специальных учреждениях совместно с родителями или иными совершеннолетними близкими родственниками - иностранными гражданами, подлежащими реадмиссии, обеспечиваются питанием согласно установленным нормам;
7) материально-бытовое обеспечение лиц, размещенных в специальных учреждениях, осуществляется согласно установленной норме.
Порядок охраны этих учреждений определен Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 N 250 "Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".
В целом проблематика реализации реадмиссионных обязательств требует четкого механизма обеспечения прав человека, при этом достаточным условием будет являться соблюдение конституционных требований, которые в полной мере соответствуют общепризнанным международным стандартам в данной сфере.
Так, основаниями для заключения соглашений о реадмиссии являются:
- наличие значительных потоков незаконной миграции;
- отсутствие или недостаточный уровень взаимодействия с государствами происхождения незаконных мигрантов по вопросам их возвращения;
- создание у договаривающихся государств взаимных установленных обязательств по вопросам приема незаконных мигрантов;
- установление эффективного и четкого механизма приема, передачи и транзита незаконных мигрантов;
- профилактика незаконной миграции;
- формирование системы реадмиссионных соглашений, заключаемых между странами происхождения, странами транзита и странами - получателями незаконных миграционных потоков.
При этом соглашения о реадмиссии должны отвечать следующим целям и задачам:
- создание условий для беспрепятственного возвращения нерегулярных мигрантов в государства гражданства или происхождения;
- установление механизма реализации общепризнанного принципа обязательности приема граждан своих государств;
- определение четких процедур по вопросам выявления, документирования, приема, возврата и транзита нерегулярных мигрантов;
- формирование условий для прямого и непосредственного взаимодействия уполномоченных органов;
- обеспечение гарантий прав и законных интересов мигрантов.
На сегодняшний день Российской Федерацией заключены и вступили в силу соглашения о реадмиссии с Европейским сообществом, Литовской Республикой, Республикой Узбекистан, Монголией и Королевством Норвегия. Определенные перспективы наметились в российско-индийском реадмиссионном диалоге. Продолжается работа по подготовке соглашений о реадмиссии со Шри-Ланкой, Пакистаном, Ливаном, КНДР и Филиппинами. К сожалению, российские предложения об активизации реадмиссионного диалога не всегда находят отклик в странах Содружества Независимых Государств.
Анализ международных договоров о реадмиссии позволяет выделить следующие цели и задачи их заключения:
- создание оперативных и эффективных процедур для идентификации и возвращения лиц, которые не соответствуют или перестают соответствовать условиям для въезда, пребывания или проживания на территориях;
- формирование взаимно согласованных условий по управлению возвращением лиц, незаконно пребывающих на территории договаривающихся сторон;
- упрощение возврата лиц, оказавшихся в нерегулярной ситуации;
- создание предпосылок для организованного и безопасного возвращения мигрантов, задержанных на территориях договаривающихся сторон.
Таким образом, в общем, цели соглашений о реадмиссии заключаются в упрощении возвращения лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории государства, в страну происхождения или в страну, через которую они прибыли транзитом; в разрешении проблем, встающих перед государствами в процессе возвращения; в формализации эффективного процесса возвращения и в предотвращении возникновения проблем в этой области.
Представляется, что расширение сотрудничества с зарубежными государствами в области реадмиссии, реализация соответствующих международных договоренностей в национальном законодательстве и внедрение в практику деятельности реадмиссионных инструментов позволят эффективно реализовывать миграционные процессы, внесут вклад в дело укрепления доверия между Российской Федерацией и Европейским сообществом, а также позволят предотвратить негативные тенденции накопления нелегальных мигрантов на территории нашей страны [3, с. 11].
Кроме того, при заключении соглашений о реадмиссии решается еще одна задача. Как известно, в ряде случаев обычные процедуры административного выдворения или депортации могут быть затруднены при несформированности каналов сотрудничества со страной происхождения мигранта, либо отсутствии у него необходимых проездных документов для выезда, либо невозможности установления его личности в силу различных причин, например в случае прибытия на территорию Российской Федерации под другими установочными данными.
В случае же наличия заключенного соглашения о реадмиссии возвращающая страна действует по обязательству, принятому в соответствии с этим соглашением, во временных рамках, определенных для данной процедуры, и с соблюдением всех регламентированных технических аспектов. Исполнение этих обязательств способствует скорейшему и часто более гуманному осуществлению возвращения.
Более того, в случае реадмиссии при передаче иностранных граждан запрашивающая страна не должна в обязательном порядке идентифицировать лицо, подлежащее реадмиссии. Достаточно доказать, что данное лицо прибыло с территории запрашиваемого государства и что его возвращение соответствует предварительным условиям для реадмиссии. Обязанность идентифицировать лицо и выслать его в страну происхождения лежит на запрашиваемом государстве.
По своей правовой природе институт реадмиссии, несмотря на внешнее сходство, не тождественен иным формам принудительного возвращения иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренным федеральным законодательством, - административному выдворению и депортации. Анализ существующей нормативной правовой базы позволяет четко эти различия классифицировать.
Реадмиссия:
1) не является видом наказания (отличие от административного выдворения);
2) реализуется на основании международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами (административное выдворение и депортация - категории исключительно национального законодательства);
3) решение принимается во внесудебном порядке ФМС России как центральным компетентным органом (отличие от административного выдворения);
4) не обусловлена критерием неисполнения иностранным гражданином или лицом без гражданства требования покинуть территорию Российской Федерации (отличие от депортации);
5) осуществляется в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно прибыли в Российскую Федерацию (отличие от депортации и административного выдворения);
6) лица, подпадающие под реадмиссию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение об административном выдворении или депортации, в специальном учреждении ФМС России;
7) решение о реадмиссии исполняет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции посредством доставки иностранного гражданина к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (отличие от административного выдворения).
В то же время всем трем формам принудительного возвращения присущ ряд общих черт:
- они осуществляются за счет средств федерального бюджета или лица, подпадающего под реадмиссию (при наличии собственных средств);
- лица, подлежащие административному выдворению, депортации и подпадающие под реадмиссию, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
- права лиц, подлежащих административному выдворению, депортации и подпадающих под реадмиссию, могут быть ограничены, в том числе посредством их временного помещения в специальные учреждения до момента исполнения соответствующего решения;
- для лиц, подвергнутых принудительному возвращению, устанавливается запрет на въезд в Российскую Федерацию сроком на 5 лет.
Войдите под именем автора вопроса чтобы оценить ответ юриста и/или добавить комментарий к нему.
Войти